ГБОУ "Школа №52 имени Ольги Качуры г. о. Горловка"
Город Горловка Донецкая Народная Республика
  • Будущим первоклассникам

    школа

    Уважаемые родители!

    На этой странице вы узнаете:

    Что такое готовность ребенка к школе?
    Как определить уровень готовности ребенка к обучению школе?
    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Задание для родителей. Отметьте, что, на ваш взгляд, должен уметь делать будущий первоклассник (можно выделить несколько ведущих умений):

    1.    умение читать
    2.    умение считать
    3.    умение писать

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    Тест для проверки готовности ребёнка к школе

    • Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
    • Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?
    • Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
    • Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
    • Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из 5 предложений?
    • Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
    • Умеет ли он изменять существительные по числам?
    • Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
    • Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?
    • Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?
    • Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
    • Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
    • Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
    • Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?
    • Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
    • Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?
    • Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом “овощи” помидоры, морковь, лук)?
    • Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д. ?

    Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста.

    Если оно составляет:

    15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;

    10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий;

    меньше 9 баллов – ребенку нужна ваша помощь, почитайте другую специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.

    в школу

     Как понять, готов ли ребенок к школе? Что он должен знать и уметь?

       Действительно, поступление ребенка в школу-это очень важный этап в его жизни.И от того насколько он к этому готов, зависит успешность его обучения и , в какой то мере, вся его дальнейшая жизнь. Подготовку к школе нужно начать заблаговременно, за полгода-год до поступления. Понятно, что за месяц подготовить ребенка к школе невозможно.

       Педагоги и психологи выделяют несколько критериев готовности к школе. Это интеллектуальная, психологическая, социальная, мотивационная, логопедическая и физическая готовность к учебе.

       Интеллектуальная готовность связана с такими качествами, как память, внимание и мышление. Ребенок должен знать свою фамилию, имя, отчество, адрес, день рождения. Он  должен правильно определять геометрические фигуры, знать цвета, ориентироваться в понятиях «больше-меньше», «право-лево», «над и под» и проч. Будущий первоклассник должен уметь обобщать, находить сходства и отличия. Для этого существуют различные тесты. Например, ребенку показывают картинки с изображением  ели, березы и клена, и ребенок должен понимать, что все вместе, в общем – это дерево.

       Едва ли не самым важным критерием интеллектуальной готовности является способность поддерживать внимание. Эта функция у ребенка развивается постепенно. Малыш легко отвлекается, а более старший ребенок способен, в какой- то степени контролировать свое внимание. Даются простые упражнения на развитие внимания. Например, ребенка просят послушать и определить,  какое слово длиннее, или с какой буквы начинается.

       Необходимо, чтобы ребенок мог говорить развернутыми фразами. Для этого при подготовке к школе важно с ним чаще разговаривать, поощрять выражение своих мыслей и чувств. Хорошо, если перед школой ребенок умеет читать и считать.

       Психологическая готовность определяется тем фактом, что игра постепенно перестает быть основной формой деятельности ребенка. Увеличивается его познавательная активность. Он уже в какой-то степени может контролировать свое поведение, становится более самостоятельным и может взаимодействовать с другими взрослыми, кроме своих родителей. Очень важна мелкая моторика рук, это поможет малышу легче освоить письмо. Ребенок должен уметь правильно держать ручку, застегивать пуговки и завязывать шнурки. Существует масса методик для развития мелкой моторики и нужно обратить на это особенное внимание.

       Важно, чтобы ребенок мог ориентироваться в пространстве, времени. Педагоги придают большое значение тому, как ребенок ориентируется  «на бумаге». В развитии этого навыка очень хорошо помогают  «клеточные диктанты», родитель ставит точку на листе в клеточку и просит ребенка : «отложи три клеточки влево или вниз» и т.д.

       Еще один важный критерий -социальная готовность. С возрастом ребенок становится более социальным, он научается устанавливать контакты со своими ровесниками и взрослыми и стремится к этому новому общению. Отчасти это зависит от зрелости мозговых структур. С другой стороны он берет пример со своей семьи, копирует поведение родителей. Перед школой ребенок должен владеть всеми навыками самообслуживания, уметь раздется, одется, кушать, собрать портфель. Он должен быть обучен правилам этикета, вежливого общения, уметь сидеть за партой нужное время, слушать взрослого, выполнять его просьбы и отвечать на вопросы. Ребенок должен уметь подождать своей очереди, когда это необходимо. Будущий первоклассник должен уметь взаимодействовать с коллективом, помогать более слабым и т.д.

       Очень важно, чтобы будущий школьник знал правила безопасности при общении с незнакомыми взрослыми. Он выходит в новый большой мир и от этого порой зависит его жизнь и здоровье.

       Перед школой у ребенка должна быть сформирована мотивационная готовность. Опять таки с одной стороны это зависит от психологической зрелости ребенка. Если он еще не готов, то будет отвлекаться и предпочитать игры учебе. Такие дети легко узнаются в классе. Зачастую, они достают игрушки и начинают играть на уроках. Если их просят достать карандаши, то эти дети достают их последними. Так что важно не торопиться, а лучше отдать на следующий год. В этом нет проблемы. Дети растут по-разному, но к средней школе все более менее психологически выравниваются. А вот если он с самого начала чувствует себя неумехой или неудачником, то это может вызвать комплексы в дальнейшей жизни.

       С другой стороны мотивация формируется воспитанием . Если ребенок хочет в школу , чтобы «носить красивый ранец», то он еще не готов. Будущий первоклассник должен хотеть учится,  получать знания ,например, чтобы «стать доктором» или  даже «заработать много денег». То есть ребенок, в какой-то степени должен осознавать важность и нужность обучения в своей дальнейшей жизни.

       Физическая готовность определяется тем, что у него нет проблем со здоровьем, которые могут помешать обучению в общей школе. У него должно быть нормальный слух, зрение и моторика.

       Сейчас у многих детей бывают сложности с произношением звуков. Это определяет логопедическую готовность. Потому что, если ребенок неправильно произносит звуки, то часто начинает и писать их неправильно. Поэтому с визитом к логопеду лучше не затягивать.

    Научите слушать
    Успех в учебе будет зависеть от того, насколько ваш ребенок умеет слушать учителя и понимать поставленную ему задачу. Сегодня же примерно 60% первоклассников, приходя в школу, не понимают учебную задачу и не могут следовать инструкции, которую дает учитель.

    Это несозревшее умение в будущем может вызвать проблемы в учебе, т. к. за один урок ребенок должен будет не менее семи раз переключиться с одного вида деятельности на другой. А если он этого не будет уметь делать, то станет "зависать" на каком-то из заданий, утомляться. И в результате начнет отставать, что приведет к снижению самооценки, развитию комплексов и к снижению учебной мотивации. Появляются просьбы: "Можно я не пойду сегодня в школу!", "Мне там скучно!", "Не хочу учиться" и т. д.

    Особенно важно вовремя развить этот навык в условиях постоянного риска повторной дистанционки. Ведь если в классе учитель может физически подойти, подогнать, подсказать или исправить, то ведя урок через экран гаджета, он может лишь повторять алгоритм выполнения заданий, а для получения положительного результата школьник должен будет сам догадаться, как ему следовать.

    Как развить?
    Этот способ поможет одновременно не только "прокачать" умение ребенка следовать инструкции, которую учитель будет давать онлайн. Он еще и позволит обучить его некоторым  техническим навыкам, необходимым в случае дистанционного обучения.

    Уходя из дома, давайте ребенку задание, предельно детально расписывая ему алгоритм его выполнения. Например, не просто попросите его собрать игрушки, а пусть он их разберет по видам, поставит книжки к книжкам, кубики к кубикам и т. д.

    Можно позвонить с работы или отправить ребенку СМС с просьбой что-то сделать, например, полить цветы. Но дальше вы должны проговорить весь алгоритм действий: возьми леечку, наполни ее наполовину теплой водой, поставь табуретку к подоконнику, залезь на нее, полей цветы, поставь лейку на место. А придя домой, спросите у ребенка, как он выполнил ваше поручение.  Умение выполнять онлайн-инструкции очень поможет в предстоящей учебе.

    Познакомьте с учебными гаджетами
    Проведя уроки полтора года в условиях пандемии, учителя в один голос обращаются к родителям школьников, чтобы те, кто этого еще не сделал, приобрели детям учебные ноутбуки или планшеты с диагональю не менее 10 дюймов. Такой гаджет позволит не только не напрягать глаза во время дистанционки, но и пригодится для выполнения заданий в офлайн-формате.

    Внедрение гаджетов в учебный процесс вызывает необходимость такой компетенции у ребенка, как умение отличать в онлайне игровую деятельность от процесса учебы. Также будущий первоклассник должен сам уметь технически оформить свое учебное место: включить компьютер, зайти в онлайн-кабинет или перейти на конференцию, прослушать урок, найти нужную книгу в компьютере.

    Как развить?
    Больше общайтесь со своим ребенком в режиме онлайн. Например, когда вы на работе, позвоните ему через мессенджер или отправьте голосовое сообщение. Можете узнать, какими программами в школе в прошлом году  пользовались во время дистанционки, и установить их на гаджет ребенка. Пусть он потренируется пользоваться им в тестовом режиме. Общайтесь через эти приложения с ним, когда вы на работе, или даже для того, чтобы позвать его из соседней комнаты.

    Также задача родителей — уже сейчас научить будущего первоклассника дозировать время, проведенное за гаджетом. Непоколебимым должен быть закон: "После обучения онлайн и перед играми на гаджете или мультиками должно пройти время". Обязательно между учебной и игровой детальностью делайте паузу на физическую активность. Она позволит энергетически восстановить мозг.

    Разрешите обзываться
    Сегодня дети не так часто проводят время в детских коллективах, выбирая досуг за гаджетами. А попав в школу, ребенок непременно сталкивается с конфликтами. Чаще всего у детей они заключаются в перебранках обидными прозвищами или дразнилками. Во время таких конфликтов обидчик пытается расширить свои психологические границы дозволенного, а задача того, кто обороняется, — удержать их.

    Интересно и то, что во время таких обзываний происходит воспитание, тренировка, закалка личности. Получается, что дразнилки выполняют воспитательную функцию, помогая ребенку, которого обижают, отстоять себя в форме словесной защиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание.

    Как развить?
    Чтобы ребенок не впал в ступор и эмоционально не растерялся при таком "нападении", он должен быть тренирован. Сами подразните его, но и дайте ему возможность отвечать вам. Научите ребенка обороняться, например, используя обзывалку овощами: "Ты — картошка!", "А ты — редиска!". В этот момент ребенок будет учиться быстро подбирать контраргументы и выстраивать вокруг себя эмоциональные барьеры от обидчиков.

    Развивайте мелкую моторику
    Сегодня около 40% детей, приходя в школу, не умеют правильно держать карандаш, кисточку и ручку. Примерно 28% учеников неправильно держат ручку на протяжении всего дальнейшего процесса обучения. А если говорить об умении вырезать, то достаточный уровень показывают всего лишь 16% детей.

    Причину такого дефицита педагоги видят в том, что у современных детей не развита мелкая моторика. Ведь если раньше дети постоянно застегивали пуговицы, завязывали шнурки, лепили из пластилина и помогали родителям по хозяйству, то сегодня вместо пуговиц есть липучки, вместо крючков — молнии, а большинство домашних дел выполняют машины.

    В результате у них плохо развита мелкая моторика, и, как следствие, — недостаточная готовность мозга к учебной деятельности даже в семь лет.

    Как развить?
    Для того чтобы ребенок мог воспринимать задания, правильно их выполнять, необходимо, чтобы у него руки идеально взаимодействовали с глазами. Для этого следует тренировать зрительно-двигательную координацию. Кроме того, сегодня в НУШ очень много заданий на рисование, вырезание, лепку, конструирование и т. п., а для этого опять же руки и глаза должны работать в неразрывной связке.

    Тренировать эту компетенцию нужно во время игр. Например, игры в мяч. Ведь чтобы его сначала бросить, а потом поймать необходима согласованная работа рук и глаз.

    Как вариант тренировочной игры может быть постройка высокой башни из кубиков или игра "Джанга", в которой нужно вытаскивать детали из конструкции так, чтобы после удаления "кирпичика" та не упала.

    Учите ориентироваться в пространстве
    Когда учитель на уроке в классе рассказывает, сколько клеточек нужно отступить вниз, сколько в бок, где начинать писать, ребенку легче, ведь всегда можно подозвать педагога и переспросить. Но если занятия проходят онлайн, то выполнить графический диктант или оформить тетрадь по всем правилам в разы тяжелее, тем более, согласно исследованиям, сегодня 90% детей приходят в школу с пространственно-конструктивными нарушениями. Поэтому процесс обучения оформлению записей в тетрадях, работа в строчке, на листе проходит с большими трудностями.

    Как развить?
    Помочь научиться ориентироваться в пространстве смогут лабиринты. С их помощью шестилетки смогут логически прокладывать ходы, перебирая все возможные варианты, они учат детей анализировать и развивают внимание. Пусть ребенок из запутанных линий выведет зайчика к морковке или проходит головоломку, в которой шарик в круглом диске необходимо прокатить через лабиринт.

    А чтобы ребенка научить быстрее ориентироваться в пространстве, проверяя найденный из лабиринта выход, обратите внимание на то, чтобы при прокладывании пути он останавливался на поворотах и мысленно искал свободный коридор.

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    День недели Время 1 Время 2
    Понедельник 9:00 12:00
    Вторник 9:00 12:00
    Среда 9:00 12:00
    Четверг 9:00 12:00
    Пятница 9:00 12:00

    Документы

    • Все документы
    • Основные документы
    • Нормативные документы
    • Самообследование
    • Локальные акты
    • Нормативные
    • Локальные
    • Памятки
    • Планы
    • Рабочие программы
    • Локальные нормативные акты
    • Приказы
    • Положения
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie