
Под буллингом чаще всего понимается «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы». Важно подчеркнуть, что буллинг – это групповой процесс, в который включается весь коллектив, например, класс, так как зачинщику буллинга нужны свидетели - это позволяет ему удерживать власть и свое положение в группе. Жертвой становится отвергаемый член группы, не соответствующий ее нормам и требованиям.
Буллинг - реальная проблема, с которой как прямо (в качестве жертвы или зачинщика), так и косвенно (в качестве свидетеля) сталкивается большинство современных школьников. Родителям важно быть начеку, так как дети крайне редко самостоятельно обращаются за помощью.
Отличительная черта кибербуллинга – это задействование технических устройств и Интернета (например, мобильных телефонов, электронных писем, чатов, интернет-сайтов). Стоит также отметить, что нередко действия зачинщиков буллинга по отношению к жертвам продолжаются в Интернете (в социальных сетях, общегрупповых чатах), то есть, в ряде ситуаций кибербуллинг становится компонентом буллинга.
Известно, что деятельность человека в интернет-пространстве имеет свои особенности. Например, часто отмечается возможность сохранять анонимность и использовать больше средств для построения собственного образа. Это позволяет зачинщику кибербуллинга расширить спектр своих действий. На этом фоне дополнительным риском для жертвы будет публикация зачинщиком любой персональной информации жертвы, которая в короткие сроки может стать общедоступной.
Теперь проанализируем некоторые мифы относительно буллинга и кибербуллинга.
Сначала рассмотрим мифы о буллинге:
1. Считается, что ситуация буллинга может быть полезна для жертвы. Например, буллинг оценивается как возможность развить навыки самозащиты и разрешения конфликтов. Опыт исследователей, а также специалистов, работающих на местах, опровергает эту точку зрения. С одной стороны, вовлеченность в буллинг в роли жертвы ввиду постоянного стрессового характера влечет за собой ухудшение психологического здоровья (например, снижение доверия к миру, повышение тревожности, возникновение чувства беспомощности). С другой стороны, жертвы могут выбирать неконструктивные способы справиться с ситуацией, например, они могут стать инициаторами буллинга в другом коллективе или в интернет-среде.
2. Буллинг позиционируется как часть взросления. Отмечается, что такая точка зрения способствует нормализации агрессивного поведения. Дополнительно подчеркнем, что если в каком-либо коллективе такое поведение, в частности, буллинг, не считается нормой взаимодействия, то вероятность его возникновения будет существенно ниже.
3. Когда обсуждают буллинг в школе, высказывают мнение, что учителя легко распознают буллинг и легко могут с ним справиться. Отметим, что ситуация буллинга не всегда очевидна, особенно если инициаторы прибегают к непрямым формам (например, распространение слухов, бойкотирование, психологические манипуляции). Кроме того, буллинг – это комплексное явление, которое может требовать участия разных специалистов и разработки сложных программ по работе с ним.
4. В качестве причины для буллинга рассматривают необычные качества, которыми обладает жертва. Этот тезис подтверждается исследователями, но на практике он может использоваться для оправдания бездействия и обвинения жертвы в сложившейся ситуации. Отметим, что социальные нормы предполагают признание индивидуальных различий и их учет в совместной деятельности.
В плане кибербуллинга мы рассмотрим мифы, отражающие его специфику:
1. Происходит отождествление буллинга и кибербуллинга. Еще раз подчеркнем, что общедоступность информации, публикуемой в Интернете, влечет дополнительные риски для жертвы.
Также ситуация анонимности и отсутствие прямого контакта с жертвой может послужить поводом для зачинщиков действовать более агрессивно.
Одна из опасностей кибербуллинга - это "слив" личных данных в сеть Интернет. Важно обсуждить с ребенком необходимость защиты личных данных и правилах публикации личной информации.
2. Не учитывается многообразие форм кибербуллинга. Систематические оскорбления, преследование в Интернете, шантаж, вымогательство, сбор личных материалов, систематический троллинг, использование фальшивых аккаунтов (например, в рамках перечисленных действий) – это только некоторые формы кибербуллинга. Они могут указывать на ситуацию кибербуллинга, суть которой была рассмотрена в начале публикации.